Портал biznestop.ru
Кредитный калькулятор / Дадут ли вам кредит / Банки / Исследования


Подобрать займ
Потребительский
Автокредитование

Ипотека

Финансовая грамотность населения привела к эволюции банковского обслуживания

Финансовая грамотность населения привела к эволюции банковского обслуживания

Розничное кредитование в России находится на новом этапе своего развития. И банки, и их клиенты знают друг о друге уже достаточно много и каждый смог сделать свой определенный вывод. Время революционного отчаянного кредитования, которое наблюдалось в 90-х годах, постепенно сменилось на размеренное эволюционное развитие.

Данные НБКИ указывают на то, что на сегодняшний день привлечение в кредитование новых клиентов уменьшает свои темпы. Банкам лучше сотрудничать с уже знакомыми заемщиками и при выдаче кредитов банки обращают больше внимание на их платежеспособность. На первом место стоят такие черты положительного заемщика, как его доходы и стабильная дисциплина при погашении долга.

Еще одним важным моментом, который подтверждает изменения в развитии розничного кредитования, является снижение темпов роста кредитования необеспеченного. Финансовые организации намного лучше уведомлены о материальном состоянии клиента и смогут доверить ему большую кредитную сумму в случае подтверждения его платежеспособности. Клиенты отдают предпочтение большим кредитам, так как ставка по ним будет меньше, а срок выплаты – больше. И семейный бюджет при этом будет испытывать не такую большую нагрузку.

НБКИ предоставил интересные показатели: в 2013 году в среднем величина кредита на приобретение потребительских товаров насчитывает 183 241 рублей, а в 2011 году такой показатель равнялся 145 661 рублей. Удалось ограничить и проблему закредитованности населения. Доля заемщиков, которые платят по четырем кредитам и более, на октябрь месяц этого года составляла 2,63%. Два невыплаченных займа имеют 9,59% заемщиков, а три кредита платят 4,08%. Сейчас человеку, у которого на руках есть не один непогашенный заем, получить новый будет довольно сложно.

Клиент и банк – дружба навеки?

Советник первого зам. председателя правления «Номос-банка», Анатолий Предтеченский согласен с тем, что развитие российского рынка проходит постепенно и спокойно, для клиентов улучшаются сервисы. Эксперт отметил, что на данный момент идут споры по процентным ставкам розничных продуктов и этот момент очень важный.

У каждого банка есть несколько лояльных клиентов, которые составляют 10-30% от общего числа банковской клиентуры. Такие заемщики берут кредиты по нескольку раз, и при одобрении заявок учитывается их история по кредитам в каждом конкретном банке. Население стало намного грамотней в финансовом плане и это вносит свой конкретный особый вклад в общее развитие розничного кредитования. Люди узнали о том, что такое кредитная история и начали ее проверять все чаще. Да и обязательства перед банками вошли в привычку, и человек платит кредит каждый месяц как само собой разумеющееся.

Вклад регулятора

Нужно отметить, что положительное отношение заемщиков и банков друг к другу связано не только с тщательным отбором клиентов банками и финансовой грамотностью людей. Центробанк также внес свою лепту в это дело.

Анна Кокорева, аналитик компании «Альпари» отмечает, что банковская система в России считается в некотором смысле молодой и одной из быстро развивающихся. В период за 2001-2012 годы активы банковского сектора увеличились в 12,4 раза. Ежегодный рост кредитования юридических лиц – примерно 20%, а домохозяйств – 25-30%. В 2011 году прирост составил 23,1%, в прошлом году этот показатель был в 10,2%, а за первое полугодие года текущего он составил 17,5%. Итоги за 9 месяцев показали, что розничное кредитование увеличилось на 28,43%.

Такое бурное возрастание привело к тому, что на банки свалилось большое число невыплаченных по разным причинам кредитов. Невозвраты и просрочки по кредитам наблюдаются все чаще. И в таком положении для банков существует очень большой риск, который заключается в нехватке резервных средств для покрытия долга перед ЦБ.

На начало ноября этого года величина просроченной задолженности перед банками физическими лицами увеличилась на 22% сравнительно с таким же периодом года прошедшего и в денежном выражении она составляет до 474,8 млрд. рублей. В общем объеме кредитования просроченные кредиты составляют 4,5%. И этот показатель за весь 2013 год может дойти до пяти процентов.

Анна Кокорева отмечает, что хоть такой показатель и приемлем, но к критической отметке он уж подошел довольно близко. Банки один за другим теряют свои лицензии и это успели заметить многие эксперты. С учетом всех вышеуказанных показателей А. Кокорева считает, что переход к эволюционному развитию неизбежен и просто необходим, иначе банковский сектор ожидает кризис.

Геннадий Феофанов, начальник департамента кредитования среднего с малым бизнесов «Солид-банка» пришел к выводу, что эволюционные тенденции возникают под влиянием регуляторных действий со стороны ЦБ. На данное время усилены требования к дорогим «быстрым» займам и необеспеченным кредитам. На их резервирование банки проводят более крупные отчисления и при определении нормативов устойчивости эти кредиты учитываются по-другому. Г. Феофанов отмечает: «Такие нововведения заставили некоторые банки сделать требования к заемщикам более жесткими и при выдаче кредитов клиента проверяют более тщательно».

Автор материала: Куропаткин Генадий



Похожие материалы

Будут ли ипотечные ставки ниже 12% годовых в этом году
Будут ли ипотечные ставки ниже 12% годовых в этом году

Потребность в ипотеке российских граждан неустанно возрастает. Даже высокие процентные ставки не останавливают людей и они идут в банки за ипотечными кредитами, чтобы сделать лучшими с...

Предпринимательский кредит
Предпринимательский кредит

В наши дни многие люди хотели бы заниматься тем, чем бы им нравилось, и открыть собственное дело, которое принесет не только удовлетворение, но и деньги. Но чтобы открыть свое дело, нужны...